А в последующие эпохи нет?
Причиной могут быть произошедшие как раз в середине мезозоя изменения биогеохимического цикла карбоната кальция в Мировом океане . Это событие иногда называют «мезозойской морской революцией». В это время добились эволюционного успеха и необычайно размножились планктонные одноклеточные организмы с известковым скелетом (фораминиферы, кокколитофориды). Для построения скелета они берут CO2 из воды. Потом эти скелеты тонут, унося обезвреженный парниковый газ на дно океана. В результате океан превратился в эффективный буфер, способный сглаживать (в определенных пределах, разумеется) колебания уровня CO2 в атмосфере и гидросфере. Таким образом, не исключено, что планктонные фораминиферы и кокколитофориды уже несколько раз спасали Землю от глобальных катастроф, подобных пермотриасовому вымиранию.
BlockquoteBce извержения вулканов, свидетелем которых было человечество за свою недолгую историю, — сущий пустяк по сравнению с тем, на что в действительности способна эта планета. Самое грандиозное проявление земного вулканизма — это образование трапповых провинций — колоссальных толщ застывшей лавы и туфов, покрывающих сотни тысяч квадратных километров в нескольких регионах мира. Одной из крупнейших трапповых провинций являются сибирские траппы, общий объем которых оценивают в несколько миллионов кубических километров вулканических пород (эффузивных — изверженных на поверхность и интрузивных — застывших в толще земной коры. Сибирская трапповая провинция начала формироваться немногим более 250 млн лет назад, что довольно точно совпадает с рубежом палеозойской и мезозойской эр, когда произошло самое крупное за всю земную историю массовое вымирание . Неудивительно, что многие геологи и палеонтологи давно предполагали существование причинной связи между этими событиями. Однако до сих пор данная гипотеза сталкивалась с несколькими серьезными трудностями. Трапповый магматизм должен сопровождаться выбросом в атмосферу большого количества вулканических газов, таких как CO2, SO2 и HCl. Это в принципе может радикально повлиять на климат и круговорот углерода и привести к глобальной экологической катастрофе — весь вопрос только в масштабе и скорости выброса газов. Прежние расчеты основывались на известных объемах выделения газов из изверженных магматических пород и известном объеме сибирских траппов. Учитывая, что формирование траппов происходило не мгновенно, а на протяжении довольно длительного времени (свыше миллиона лет), получалось, что среднегодовой объем выбросов CO2 и других газов был сопоставим с тем, который наблюдается в наши дни в результате деятельности человека. Этого недостаточно, чтобы спровоцировать катастрофу, подобную великому пермотриасовому вымиранию.
Элементаы 19. 09. 2011.
Известно, что периоды формирования некоторых других трапповых провинций тоже совпадают во времени с крупными вымираниями. Однако эта зависимость четко прослеживается лишь до середины мезозойской эры (чуть менее 200 млн лет назад). Последующие эпизоды траппового магматизма, как правило, не вызывали массовых вымираний. Исключение — деканские траппы в Индии, формирование которых совпадает с массовым вымиранием на рубеже мезозоя и кайнозоя 65,5 млн лет назад (когда вымерли динозавры). Но в это время на Землю упал еще и Чиксулубский метеорит, который, возможно, и стал главной причиной вымирания.
BlockquoteПo мере роста концентрации CO2 кокколитофориды уверенно наращивают как производство биомассы (измерялось количество углерода, включенного в состав органического вещества клеток), так и кальцификацию (измерялось количество углерода, включенного в состав скелетов). Скорость роста клеток несколько снизилась, однако сами клетки стали крупнее, а скелеты массивнее. Важно, что интенсивность кальцификации и фотосинтеза (то есть скорость включения углерода в состав скелета и живой массы) росли параллельно, так что их соотношение практически не изменилось. Авторы изучили донные отложения из Северной Атлантики. Пробы были взяты в точке с координатами 57°27′ с. ш., 27°55′ з.д. на глубине 2630 м. В этом районе осадки накапливаются с необычно высокой для открытого океана скоростью — 2,3 мм в год, что позволило весьма детально проанализировать динамику размеров кокколитов за период с 1780-го по 2004 год. Предположения авторов полностью подтвердились. Средняя масса кокколита увеличилась — от 1,08 × 10–11 г в 1780 году до 1,55 × 10–11 г в 2004 году. Особенно быстрый рост начался в 1960-е годы, что хорошо согласуется с данными по динамике концентрации CO2.
Элементы 121. 04. 2008.
Ом.

тэги:
вымирание,
катастрофы,
климат,
кокколитофориды,
парниковый эффект
категория:
наука и техника
ответить
комментировать
в избранное
бонус
